Вулканический
пепел
опасен для самолетов.
В среднем
за год вулканы выбрасывают 2 млрд. т пепла. Из-за этого при извержениях
уменьшается прозрачность воздуха, увеличивается облачность и количество
осадков. Пепловые тучи представляют собой непосредственную опасность
для
авиации. Попадание частиц вулканического пепла в двигатели самолета
может
вызвать катастрофу. В июне 1982 г. у пассажирского самолета «Боинг-747»
Британской авиакомпании, летевшего на высоте 12210 м из г. Куала-Лумпур
(Малайзия) в г. Перт (Австралия), внезапно отказал двигатель, а вслед
за
ним три остальных. Самолет начал падать, и лишь на высоте 4623 м
удалось
запустить один двигатель, а чуть позже — два других. «Боинг» совершил
вынужденную
посадку в г. Джакарте (Индонезия). Причиной инцидента оказался пепел,
выброшенный
в атмосферу в апреле 1982 г. во время извержений вулкана Галунггунг,
расположенного
рядом с трассами авиалиний между Южной Азией и Австралией.
Тремя неделями позже аналогичный случай произошел примерно в том же
месте
с «Боингом-747» Сингапурской авиакомпании, попавшим в облако
вулканического
пепла. Самолет совершил вынужденную посадку в Джакарте вследствие
выхода
из строя двух двигателей из четырех.
15 декабря 1989 г. «Боинг-747», летевший из Амстердама и имевший на
борту
231 пассажира и 13 членов экипажа, начал снижение для захода на посадку
в г. Анкоридж (Аляска, США). На высоте 7500 м, в 240 км от вулкана
Ридаут,
самолет попал в пепловую тучу этого вулкана, выброшенную за 90 минут до
того. Самолет пытался набрать высоту, чтобы выйти из облака
вулканического
пепла. Пепловая масса образовала стекловидную «рубашку» на лопатках
турбин.
В результате все четыре двигателя заглохли и в течение 8 минут самолет
падал. Когда пилоты сумели снова запустить двигатели, до земли
оставалось
менее 2000 м. Все же самолет благополучно приземлился в Анкоридже на
двух
двигателях спустя 38 минут после начала события. Из каждой турбины было
извлечено по 80 кг вулканического пепла. Все четыре двигателя, а также
навигационные и электрические системы самолета пришлось заменить;
убытки
составили около 80 млн.долл.
Кроме непосредственного попадания частиц вулканического пепла в
двигатели
самолета существуют и другие виды опасности — резкое уменьшение
видимости
в зоне интенсивного пеплопада, помехи радиосвязи, выход из строя
электроники
на самолете. Все это особенно опасно во время захода самолета на
посадку. |