Влияние вулканизма на возникновение и развитие жизни на Земле.

Вулканический пепел опасен для самолетов.
    В среднем за год вулканы выбрасывают 2 млрд. т пепла. Из-за этого при извержениях уменьшается прозрачность воздуха, увеличивается облачность и количество осадков. Пепловые тучи представляют собой непосредственную опасность для авиации. Попадание частиц вулканического пепла в двигатели самолета может вызвать катастрофу. В июне 1982 г. у пассажирского самолета «Боинг-747» Британской авиакомпании, летевшего на высоте 12210 м из г. Куала-Лумпур (Малайзия) в г. Перт (Австралия), внезапно отказал двигатель, а вслед за ним три остальных. Самолет начал падать, и лишь на высоте 4623 м удалось запустить один двигатель, а чуть позже — два других. «Боинг» совершил вынужденную посадку в г. Джакарте (Индонезия). Причиной инцидента оказался пепел, выброшенный в атмосферу в апреле 1982 г. во время извержений вулкана Галунггунг, расположенного рядом с трассами авиалиний между Южной Азией и Австралией.
    Тремя неделями позже аналогичный случай произошел примерно в том же месте с «Боингом-747» Сингапурской авиакомпании, попавшим в облако вулканического пепла. Самолет совершил вынужденную посадку в Джакарте вследствие выхода из строя двух двигателей из четырех.
    15 декабря 1989 г. «Боинг-747», летевший из Амстердама и имевший на борту 231 пассажира и 13 членов экипажа, начал снижение для захода на посадку в г. Анкоридж (Аляска, США). На высоте 7500 м, в 240 км от вулкана Ридаут, самолет попал в пепловую тучу этого вулкана, выброшенную за 90 минут до того. Самолет пытался набрать высоту, чтобы выйти из облака вулканического пепла. Пепловая масса образовала стекловидную «рубашку» на лопатках турбин. В результате все четыре двигателя заглохли и в течение 8 минут самолет падал. Когда пилоты сумели снова запустить двигатели, до земли оставалось менее 2000 м. Все же самолет благополучно приземлился в Анкоридже на двух двигателях спустя 38 минут после начала события. Из каждой турбины было извлечено по 80 кг вулканического пепла. Все четыре двигателя, а также навигационные и электрические системы самолета пришлось заменить; убытки составили около 80 млн.долл.
    Кроме непосредственного попадания частиц вулканического пепла в двигатели самолета существуют и другие виды опасности — резкое уменьшение видимости в зоне интенсивного пеплопада, помехи радиосвязи, выход из строя электроники на самолете. Все это особенно опасно во время захода самолета на посадку.


СОДЕРЖАНИЕ:
01. Знакомство с Суфриером.
02. Тринадцать долгих минут.
03. Коварный кратер.
04. Продолжение бомбардировки.
05. Ожидание развязки.
06. В роли живой мишени.
07. Что бывает с теми, кто задерживается на кратере.
08. У колодца Таррисана.
09. Фреатические извержения.
10. Андезитовая магма.
11. Тридцать секунд одиночества.
12. Живы и почти здоровы.
13. Вынос раненых с поля боя.
14. Свежей лавы все-таки нет.
15. Отсутствие информации и ее избыток.
16. Две фазы извержения.
17. 1977 год: возвращение к Ньирагонго.
18. Последнее извержение.
19. С высоты птичьего полета.
20. Ньирагонго разбудил Ньямлагира.
21. «Нормальные» вулканы.
22. Мерапи и другие вулканы.
23. Мерапи – андезитовый вулкан.
24. Взятие проб.
25. Продолжение программы на Мерапи.
26. Чудо света Кава-Иджен.
27. Эребус. Мечте навстречу.
28. Стоит ли рисковать жизнью?
29. Безумное желание заглянуть внутрь.
30. Трудное решение.
31. Почему лава Эребуса не застывает в полярном холоде?
32. Лавовые озера.
33. Повторная встреча с Эребусом.
34. Будничная работа.
35. Прощание с вулканом.
36. Этна. Первый визит.
37. Непрерывно активный вулкан.
38. Стертый рельеф.
39. Поразительные перемены.
40. О том, как обсерватория исчезла под слоем лавы.
41. Самые известные вулканы.
42. Туристы – враги вулканов.
43. Нужно ли восстанавливать то, что поглотила лава?
44. Очистительные извержения.
45. Что опаснее? Склон горы или кратер?
46. История Этны.
47. Легенда о благочестивых и любящих братьях.
48. Этна времен средневековья.
49. И тут гора разбушевалась.
50. Огненная река.
51. Продолжение светопреставления.
52. Куда исчезла верхушка вулкана?
53. Кто погибнет первым, Патерно или Катания?
54. Гибель Катании.
55. Извержение 1971 года.
56. Неумолимый поток.
57. Естественный ход вещей.
58. Отличительные особенности Этны.
59. Карбонатная или силикатная лава.
60. Еще о составе лавы.
61. От чего зависит вязкость лавы?
62. Извержение 1983 года.
63. Почему деревья плохо горят в раскаленной лаве?
64. Лавовые туннели.
65. Опасность для Николози.
66. Как отвести в сторону поток лавы?
67. Кто возьмет на себя ответственность?
68. О том, как водой вулкан тушили?
69. Почему лава остается жидкой даже в воде?
70. Лаву нельзя остановить, колотя по ней мокрыми вениками!
71. Яростные споры.
72. 30 миллионов вулканологов.
73. Уникальный эксперимент.
74. Последняя перемычка.
75. Закладывание взрывчатки.
76. Отложенный взрыв.
77. Очередной вынужденный перенос предприятия.
78. Непредвиденное событие. Лава перелилась через перемычку.
79. Повторное переливание лавы через стенку.
80. Синица в руках или журавль в небе?
81. Борьба пожарных с расплавленной породой.
82. Красные «бегемоты».
83. Заключение.



Еще о вулканах. Влияние вулканизма на возникновение
и развитие жизни на Земле.
Формирование атмосферы и гидросферы. Об открытии нового вида вулканов.
Синтез биологически важных
соединений. Накопление органического вещества.
Мерапи - самый активный вулкан Индонезии.
Планетарные последствия вулканизма. Вулканический пепел - ценное удобрение. Воздействие на термальные воды. Некоторые исторические данные о бесчинствах Мерапи.
Вулканический пепел опасен для самолетов. Другие грандиозные вулканические катаклизмы на Индонезийском архипелаге.


На главную страницу

Хостинг от uCoz